Тема занятия: «Кукла – выразительное средство спектакля» Беседа
Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Благодаря мощному потоку информации, кругозор ребёнка значительно расширился, но осведомлённость – это только ступень развития духовного мира. Человеческий разум шагнул далеко вперед, но дети без куклы и игры жить не могут.
Искусство кукольного театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук.
Да, кукла требует игры. Излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию ей вредят. Известно, радующие взрослых дорогие «натуральные» игрушки менее пригодны для игры, чем схематичные самоделки, чьи детали требуют напряжённого воображения. Такая кукла является стимулятором, вызывающим на творчество. Кукла – есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на него: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможность в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора, а это всё вместе составляет основу профессии кукольника. Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве.
Занятия театром, а особенно театром кукол, помогают ребёнку познать себя и процесс этот бесконечен. А через познание себя познаёшь других, а затем и весь мир.
«Придти к себе, и уже тогда ничего не страшно»,- говорила в одном интервью Эдит Пиаф. А легче всего придти к себе через куклу. Работа с куклой начинается с того, что и жизнь человека – с умения ходить, садиться, бегать, прыгать, проявлять свои эмоции – грустить, радоваться, плакать, смеяться, ликовать. Всё это ребёнок черпает из себя, одновременно с куклой он строит свой мир, он творит. Кукла является надёжным мостом от внутреннего мира ребёнка к внешнему миру. Она ему знакома с детства и вызывает только положительные эмоции. Кукла является прекрасным инструментом в преодолении излишней застенчивости и неуверенности ребенка, а ширма, за которой идёт работа, служит своеобразной защитой от негативных проявлений извне (насмешек, косых и недовольных взглядов). В театре кукол ребёнок может попробовать себя в любой роли вне зависимости от своих внешних данных. Шагнув за ширму, ребёнок оказывается в особом мире, мире кукольного театра, где ему под силу рассказать и показать, играя куклой, увлекательные истории, героем которых становится он сам. Говоря и действуя от лица куклы, ребёнок не боится (а вдруг не получится) пробовать. Ведь вроде бы не ты, кукла, плачет, смеётся, грустит…
Театр – это своеобразная модель жизни. Играя в нём, ребёнок опосредованно познаёт жизнь, изучает разные модели поведения, а главное, учится сопереживать и сочувствовать.
Кукольный театр – искусство, с которым знакомятся дети на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для детей имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди.